Безопасность наших детей!

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему: — внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; — сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; — отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле; — демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса; — ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы; — прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости. Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»: — Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом. — Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места. — Нельзя садиться в чужую машину. — Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо. — Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты. Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания. Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно. Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно) Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно) Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно) Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно) Могилевская область: г. Могилев 80222 71-11-61(круглосуточно) г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно) для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия» Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

[свернуть]
Когда и как обучать ребёнка безопасному поведению?

«Курс безопасности» для ребёнка лучше начинать как можно раньше: всё, что мы познаём в раннем детстве, остаётся в нашей памяти на всю жизнь; Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений; Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности. Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда. Будьте для ребёнка образцом – не делайте для себя исключений. Лучше ребёнку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание. Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни. Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас. Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.

[свернуть]
Правила транспортировки детей

В иерархии потребностей человека потребность в безопасности следует сразу за базовыми физиологическими потребностями. Ощущение безопасности дает ребенку стабильность, постоянство и «правильность» происходящего. Помимо психологического ощущения безопасности, важна и фактическая безопасность ребенка. Необходимо знать и выполнять правила и принципы транспортировки воспитанников, как в помещении, так и на улице. Если вы возите ребенка в коляске необходимо обратить внимание на следующие моменты: Перед использованием инвалидной коляски необходимо убедиться в следующем: — все детали надежно прикреплены к раме. — все рычаги и ручки надежно зафиксированы. — все тормоза и антиопрокидователи функционируют правильно. — убедиться в надежности крепления приводных колес. Помнить, что любое изменение равновесия коляски влияет на устойчивость к опрокидыванию вперед или назад. При посадке и высадке необходимо использовать стояночный тормоз коляски. Убедиться, что ребенок сидит удобно. Полностью опершись о спинку кресла. Не наклонен вперед или в сторону. Ремень безопасности, все фиксирующие ремни должны пристегиваться как можно туже, не причиняя при этом дискомфорта. При транспортировке ребенка из помещения необходимо: Предварительно изучить маршрут транспортировки и препятствия, которые необходимо преодолеть. При выходе из помещения, учитывать размер площадки, на которую вывозится коляска и близость ступенек. Не подкатывать коляску близко к ступенькам. Не ставить коляску с ребенком в непосредственной близости к ступенькам. Не оставлять ребенка в коляске, не поставив ее на тормоз. При транспортировке на улице необходимо: Учитывать маршрут транспортировки: спуски, подъемы, препятствия, неровности местности. Чтобы преодолеть бордюр, наклоните коляску назад, поставьте на бордюр сначала передние колеса, потом подтяните задние. Чтобы спуститься с бордюра, наклоните коляску назад, спустите каталку на задних колесах, потом опустите передние колеса. Никогда не наклоняйте коляску вперед. Если при спуске ребенку трудно самостоятельно удерживать правильное положение туловища, лучше развернуть коляску задними колесами вперед, повернуться к спуску спиной и везти кресло, чуть наклонив его.

[свернуть]
Правила поведения на воде

С наступлением жаркой погоды и сезона летних отпусков каждый горожанин стремится на природу, чтобы искупаться раз-другой в подходящем водоёме. Но нередко обычное купание оборачивается трагедией. Главной причиной возникновения несчастных случаев на воде можно назвать отсутствие культуры безопасности у населения и незнание простейших правил поведения на воде. Знание правил и умение оказать первую помощь пострадавшему необходимы для каждого отдыхающего. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ 1. Купаться следует в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях. 2. Не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует нормальную деятельность головного мозга. 3. В воде следует находиться не более 10-15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги. 4. При судорогах помогает укалывание любым острым предметом (булавка, щепка, острый камень и др.). 5. Не подплывайте близко к идущим судам. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт. 6. Опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте — можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. 7. Не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить», подавать ложные сигналы о помощи и др. 8. Не оставляйте возле воды малышей без присмотра. Они могут оступиться, упасть, захлебнуться водой или попасть в яму. 9. Очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной — захлестнуть, из них может выйти воздух, что может привести к потере плавучести. 10. Не используйте гребные и моторные плавсредства, водные велосипеды и мотоциклы в зонах пляжей, в общественных местах купания при отсутствии буйкового ограждения пляжной зоны и в границах этой зоны. 11. Не заплывайте в зону акватории, где передвигаются катера и гидроциклы. Вы рискуете пострадать от действий недисциплинированного или невнимательного владельца скоростного моторного плавсредства. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НА ВОДЕ Если пострадавший находится без сознания, умейте оказать ему первую помощь: 1. Нижним краем грудной клетки пострадавшего кладут на бедро согнутой в колене ноги так, чтобы голова была ниже туловища. 2. Обернув палец платком или тканью, очищают рот от ила, песка, грязи и, энергично надавливая на корпус, выдавливают воду из дыхательных путей и желудка. 3. При отсутствии дыхания приступают к искусственному по способу изо рта в рот или изо рта в нос. 4. Тело должно лежать на твердой поверхности, а голова должна быть запрокинута (чтобы воздух попадал в легкие, а не в желудок). 5. Воздух выдыхают в рот пострадавшему через марлю или платок. Частота выдохов — 17 раз в минуту. 6. При остановке сердца искусственное дыхание чередуют с непрямым массажем сердца, надавливая на грудину 3 — 4 раза между вдохами. Лучше это делать вдвоем.

[свернуть]
Первая помощь при попадании в организм инородного тела

Инородные тела (кости, пуговицы и др.) нередко попадают в глотку и пищевод детей и, застревая там, приводят к затруднению при приеме пищи, к повреждениям, а при длительном их пребывании там — и к прободению стенки глотки или пищевода, развитию гнойного процесса в окружающих тканях. Пострадавшего необходимо срочно направить к врачу. Запрещается прием пищи или проглатывание хлебных корок для проталкивания инородного тела в желудок. Если инородное тело из пищевода попало в желудок, то через 2-3 суток оно безболезненно выйдет естественным путем. При попадании инородного тела в желудок и кишечник не следует ограничивать ребенка в пище, а также давать ему слабительные средства. Голодная диета, уменьшая перистальтику, задерживает выход инородного тела, слабительные же средства, наоборот, значительно усиливают сокращение стенок кишечника, что может способствовать их повреждению инородным телом. В указанных случаях ребенку нужно давать мягкий хлеб, каши, кисели, т. е. такую пищу, которая, обволакивая инородное тело, защищала бы стенки желудка и кишечника от повреждений. Если проглоченный предмет был острым (гвоздь, игла, вилка и др.), ребенка немедленно направляют в больницу. При попадании инородных тел в гортань, трахею или бронхи у ребенка внезапно наступает приступ удушья (асфиксия), сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем. В большинстве случаев, при небольших размерах инородного тела, после сильного приступа кашля дыхание ребенка восстанавливается, так как предмет со струей воздуха выбрасывается наружу. Если же инородное тело остается в дыхательных путях, оно может вызвать там воспалительные процессы или закупорку бронхов и остановку дыхания. Поэтому при первых признаках асфиксии ребенка следует немедленно отправить в больницу. Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.) вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1%-ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промывая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы. При попадании инородных тел в ухо (горошина, бусина, пуговица и др.) ребенок жалуется на шум, наличие в ухе чего-то постороннего, нередко отмечается ухудшение слуха. Особенно неприятные ощущения могут вызвать насекомые, попавшие в ухо: мухи, муравьи, пауки и пр. Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удается, его направляют к врачу. Чтобы удалить инородное тело из носа, ребенку надо предложить зажать здоровую ноздрю и с силой высморкаться; раздражая слизистую носа перышком, бумажкой, вызвать у него чихательный рефлекс. Если предлагаемые меры не помогут, ребенка следует направить к врачу.

[свернуть]
Первая помощь при укусах жалящих насекомых

Весной и летом наступает повышенная активность таких насекомых как пчелы, осы, шмели и шершни, которые обладают жалом и при укусах впрыскивают в ранку свой яд. Чаще всего детей кусают именно пчелы и осы, которые распространены достаточно широко по территории страны. При укусах возникают сильная боль и отек, малыш может сильно плакать и нужно немедленно ему оказывать правильную помощь. Опасны для детей такие укусы могут быть еще и потому, что они могут давать при предрасположенности к аллергии и анафилаксии сильные и быстрые аллергические реакции, причем вплоть до выраженной крапивницы, отека Квинке и анафилактического шока. Что же делать, если ребенка укусила оса или пчела? Сразу же после того, как насекомое укусило, на месте ужаления возникают краснота, отек и боль. Если в ранке заметно жало, тогда его можно аккуратно выдавить, предварительно при этом, обработав руки дезинфицирующим раствором, а затем ранку обработать раствором перекиси водорода. Для того, чтобы уменьшить болевые ощущения и снять отек, можно наложить на место укуса холодный компресс – тряпочку, смоченную в холодной воде или кусочек льда, обернутый в салфетку. При оказании первой помощи при укусах насекомых не подразумевается применения каких бы то ни было лекарственных препаратов и растворов, но если у вас существует уверенность в том, что у ребенка не имеется аллергических реакции на используемые ранее препараты, тогда вполне допустимо дать ему принять антигистаминный препарат, который уменьшит отек и зуд кожи в месте укуса и снизит вероятность формирования негативной реакции на укусы насекомых. Особенно опасно развитие аллергии на укусы насекомых – при этом возникает сильный отек гортани или других частей тела, развивается анафилактический шок с проявлением сильного зуда, выраженного спазма бронхов и нарушений дыхания, усиленного сердцебиения и потери сознания с обмороками. При наличии такой аллергии опасен каждый укуса насекомого и тогда понадобится уже ношение везде с собой аптечки по оказанию неотложной помощи в виде гормональных и антигистаминных препаратов в инъекциях, а также крайне острожное поведение ребенка на природе.

[свернуть]
Памятка по предупреждению отравления ядовитыми растениями

Проблема острых отравлений у детей- одна из наиболее актуальных, особенно в летний период. Часто встречаются отравления в возрасте от 1до 5 лет. В отличие от взрослых отравления ядовитыми растениями у детей протекают тяжелее потому что: Все системы органов еще незрелые. Низкая устойчивость организма к яду. Характерно более быстрое проникновение яда в организм. Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию). Профилактика отравления ядовитыми растениями состоит в мерах предосторожности. Уважаемые родители! Научите своих детей следующему: Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, как бы привлекательно они не выглядели. К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию. К ядовитым растениям относятся: бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие. Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила- никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками. В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома-веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу. Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями. Действия при отравлении ядовитыми растениями: При попадании в организм ядовитых растений, а также при подозрении на это необходимо срочно принять меры первой помощи: Незамедлительно вызвать врача или скорую медицинскую помощь Если пострадавший в сознании, надо промыть ему желудок: дать выпить 3-4 стакана воды и, пальцем или черенком ложки надавливая на корень языка, вызвать у него рвоту. Промывание желудка следует повторить 2-3 раза. При отравлении аконитом и болиголовом желудок промывают бледно-розовым раствором марганцовокислого калия (перманганата калия). Так как многие яды хорошо адсорбируются активированным углем, после промывания желудка рекомендуется принять активированный уголь (карболен). После оказания первой медицинской помощи рекомендуется как можно быстрее доставить пострадавшего в мед. учреждение. Особая срочность вызвана в тех случаях, когда отравление вызвано растениями, воздействующими на нервную систему и сердце. При развитии судорог важно не допустить нарушения дыхания за счет спазма жевательных мышц, поэтому в рот пострадавшего следует вставить черенок ложки, обернутый бинтом или носовым платком.

[свернуть]
Отравление ядовитыми грибами

Отравления грибами начинают регистрироваться ранней весной и в период «сезона грибов». В зависимости от появления первых клинических симптомов отравления делятся на две группы: отравления со скрытым периодом от 0,5 до 2 часов и отравления со скрытым периодом от 8 до 24 часов. К первой группе относятся отравления, протекающие по типу гастроэнтерита, мускорино-подобного синдрома и синдрома «тигровой поганки». Картина интоксикации по гастроэнтеритическому типу характеризуется внезапной тошнотой, рвотой, профузным поносом. Быстро развивается обезвоживание организма, особенно у детей раннего возраста, что приводит к снижению температуры тела, кровяного давления, спазму кишечника, урежению пульса. Лечение состоит в немедленном удалении из желудка остатков грибов путем назначения рвотных средств, последующего промывания желудка, введения слабительных средств. Эти мероприятия проводят всем детям при подозрении на отравление грибами, даже при отсутствии симптомов отравления. Перед и после промывания желудка назначают активированный уголь. Ребенок доставляется в лечебное учреждение. При отравлении, протекающем по мускориноподобному типу, у детей наблюдается усиленное слюноотделение, потоотделение, рвота, понос, сужение зрачков, спазм аккомодации, близорукость, редкий пульс; в тяжелых случаях — резкое падение артериального давления, нарушение дыхания, отек легкого. Терапия включает в себя освобождение желудочно-кишечного тракта от остатков грибов, введение подкожно атропина через каждые 0,5-1 час. Пострадавшего отправляют в стационар. Синдром «тигровой поганки» развивается при отравлении красным мухомором и серым мухомором (тигровая поганка, мухомор пантерный). Через 1-2 часа после отравления возникает легкий гастроэнтерит (тошнота, боли в животе), возбуждение центральной нервной системы по типу отравления атропином, спутанность сознания, галлюцинации, самопроизвольные подрагивания мышц. Лечебные мероприятия те же. Острые отравления со скрытым периодом от 8 до 24 часов могут быть вызваны грибами рода мухомор: мухомор вонючий и бледная поганка. Летальность при отравлении указанными грибами достигает 30-95%. Отравления чаще возникают дождливым летом и ранней осенью. Клиническая картина развивается спустя 8-24 часа после употребления грибов: появляется внезапная повторяющаяся рвота, боли в животе, понос. Стул может иметь вид «рисового отвара». На этом фоне возможно развитие коллапса, так как ребенок теряет много жидкости, солей калия, натрия и хлоридов. Если больной выходит из этой стадии отравления, возникает картина тяжелого поражения печени (увеличение печени, желтуха и др.). Возможно повреждение почек, на что указывает резкое снижение мочеиспускания или его полное отсутствие. Со стороны нервной системы: спутанность сознания, возбуждение, судороги. При подозрении на отравление мухомором ребенок немедленно госпитализируется. Средь хвойного бора, Дремучего бора, Нельзя не заметить Меня, мухомора. Большой, как тарелка, Пятнист я и красен, Лечу я оленей, Для них я прекрасен. А вот для детишек Я очень опасен. Е. Трутнева.

[свернуть]
Профилактика детского травматизма

Ежегодно в Республике Беларусь получают травмы более750 тысяч жителей, из них 150 тысяч – дети. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 3 до 6 лет травматизм увеличивается более чем в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков. Травма — это повреждение организма в результате внешнего воздействия. Большинство травм можно предотвратить , изменяя обстоятельства, которые приводят к различным повреждениям. Специфической чертой детей является способность активного познания окружающего мира, но любознательность, подражание старшим , нетерпеливость, отсутствие жизненного опыта приводят к несчастью. Травматизм детей , особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей сына или дочери. Наиболее часто дети получают бытовые травмы: ожоги, ранения острыми предметами, ушибы, растяжения, переломы, сотрясение головного мозга, в основном возникающие в результате падений со стульев и табуреток, подоконников, а на улице – с крыш сараев, деревьев, качелей, лесенок, горок и т.д.. Детские площадки – это зона повышенной опасности. Качели – источник травматизма, особенно с расшатанными стойками, перетертыми канатами, треснувшими сидениями. Большая ошибка после падения с качелей — попытка встать на ноги. Это чревато получением дополнительного удара. Катание и прыжки на скейтах – основная причина травмы головы, лица, повреждений спины. При катании нужно использовать наколенники, налокотники и шлем. Кататься на роликовых коньках следует на роликовых трассах или на ровном дорожном покрытии. Необходимо также пользоваться защитными снаряжениями. Травматизм при езде на велосипедах распространен среди детей в возрасте 10 – 14 лет. Характер травм разнообразен: от легких ссадин до крайне тяжелых повреждений. Причиной травм может стать неудовлетворительное состояние мест при проведении спортивных занятий: дефекты грунта, ямы, посторонние предметы. При занятиях легкой атлетикой ( бег, прыжки, метание снарядов) возможны травмы стопы, голеностопного сустава, растяжение связочного аппарата, переломы. Колотые раны, нанесенные предметом с небольшой острой поверхностью( спица, ножницы, нож, отвертка, осколок стекла и др.), особенно опасны, так как они достигают значительной глубины и могут повредить сосуды, нервы и сухожилия. На площадке где гуляют дети , не должно быть битого стекла, гвоздей, ящиков и т.п. Основной причиной возникновения ДТП с участием детей является их поведение без учета требований Правил дорожного движения: переход проезжей части в неустановленном месте, игнорирование сигналов светофора, отсутствие на одежде , рюкзаках, сумках световозвращающих элементов. При травмах кисти необходимо загрязненную ссадину или рану промыть 3% раствором перекиси водорода, фурацилина или водопроводной водой, кожу вокруг нее смазать 5% настойкой йода и забинтовать чистым бинтом или куском проглаженной хлопчатобумажнй ткани, а затем доставить ребенка к врачу. При падениях, ушибах и ударах у детей легко возникают явления сотрясения головного мозга, поэтому до прибытия врача им должен быть обеспечен полный покой. При возникновении небольших ушибов различных частей тела к ушибленному месту надо приложить на некоторое время (10 – 15 минут) холод( пузырек со льдом, снегом, холодной водой), затем обеспечить пострадавшему месту покой. Ожоги — самый частый и опасный вид травматизма у детей. Причиной ожога ребенка может стать горячая жидкость , которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Ожогами наиболее подвержены дети среднего и старшего возраста. Самые маленькие дети чаще всего получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое – то мгновение остаются без родительского внимания. Химические ожоги чаще всего бывают уксусной эссенцией. Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Опасность представляют игры с легковоспламеняющимися предметами и нахождение вблизи костров. Конечно же спички должны храниться в недоступном для детей месте. Когда вы раскладываете по тарелкам горячую пищу, разливаете первые блюда, не приглашайте детей сразу же к столу, дайте блюду немного остыть, чтобы дети не обожгли слизистую рта. При поверхностном ожоге (покраснение кожи) кисти следует 1 – 2 минуты подержать под струей холодной воды, затем завязать чистым бинтом. При более тяжелых ожогах обрабатывать обожженную поверхность кожи нельзя. Раны от укусов животных представляют угрозу заболевания бешенством, они быстро нагнаиваются и медленно заживают. Никогда нельзя оставлять маленького ребенка наедине с животными! Основная причина поражения электрическим током у детей – это отсутствие знаний и навыков безопасного обращения с злектрооборудованием. Поражение электрическим током вызывает не только глубокие ожоги, но и останову сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий. Для того , чтобы предупредить эту травму необходимо исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом. Нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в Беларуси тонут 60 – 80 детей. Безответственно поступают родители, разрешая маленьким детям играть в ванной комнате. Типичная ситуация – малыша купают в ванне и в это время зазвонил телефон, кто – то постучал в дверь, мама вышла за полотенцем – профилактика здесь очень проста: купаешь – не отходи. Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущи предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Забота о здоровье ребенка включает в себя воспитание у него любви к порядку и аккуратности, выработке дисциплины поведения дома и на улице. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов. Не следует сковывать инициативу ребенка беспрерывными запрещениями, иначе из него со временем вырастет не приспособленный к окружающей среде, ничего не умеющий делать подросток. Однако родители должны быть все время на чеку, чтобы, как это только понадобится, помочь советом, разумным ограничением или разъяснением. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, прежде всего сами родители должны показывать достойный образец поведения. Помните об этом! Берегите детей!

[свернуть]
Внимание! Дорога!

Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах -соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города — очень важная проблема. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши всё равно переходят дорогу только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения — это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало — практическое применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям — это условие безопасности наших детей! Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее — наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь — главная задача родителей и всех взрослых. Лихо, давя на газ за рулем своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге — основу возможной будущей трагедии. Родители должны твердо усвоить силу собственного примера. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом. Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя. Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, дворе, улице; объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами. Развивайте у ребенка зрительную память внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации. Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой. Ваш ребенок должен знать: — на дорогу выходить нельзя; — дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого; — переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом — пешеходы — это люди, которые идут по улице — для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору: красный свет — движения нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт» — машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна. Сейчас, когда у многих родителей имеются видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребёнка Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах. Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребёнку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду. 

[свернуть]
Безопасность ребёнка на улице

Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока кроха станет настолько взрослым, чтобы гулять самостоятельно. Все это так. Но воспитывать ответственность у ребенка необходимо с малых лет. Чем раньше вы объясните малышу правила безопасного поведения на улице, тем вероятнее, что он не забудет науку и сможет при необходимости правильно воспользоваться этими уроками. Ваша задача – научить ребенка правильно вести себя в экстремальной обстановке. Двор без опасностей Современные ребятишки начинают гулять без сопровождения родителей гораздо позже, чем мы сами во времена своего детства. Но готовить кроху к самостоятельным «выходам в свет» стоит заранее. Так, прогуливаясь вместе с малышом, обойдите весь двор и обратите внимание на самые опасные места: люки, подвалы, чердаки, строительные площадки. Важно не просто сказать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно объяснить доходчиво, почему именно нельзя: в люк можно упасть, дверь подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда ребенок останется там в заточении (если малыша заперли в подвале не нужно кричать и плакать, лучше изо всех сил стучать в дверь – так скорее кто-нибудь услышит и придет на помощь). Большую опасность могут представлять даже припаркованные возле дома машины. Обычно, малыши четко усваивают, что с движущимися машинами нужно быть крайне осторожными. А вот стоящий автомобиль не вызывает у них беспокойства. Расскажите ребенку, что автомобиль может внезапно поехать, и водитель не заметит малыша, который, играя в прятки, спрятался за багажником. Поэтому, нельзя бегать, и тем более прятаться вокруг машин, а если под машину закатился мячик, нужно обратиться за помощью к взрослым.

   Малыши любят играть в больницу, магазин или «варить» для кукол обеды на игрушечной плите. Для этого они рвут растущие поблизости растения(траву, цветы, листья), собирают семена. И не всегда это используется «понарошку». Ребенок может попробовать приготовленное «лекарство» или кукольный «суп» на вкус. Но не все растения безобидны, как может показаться. Например, у клещевины, которую в последние годы сплошь и рядом выращивают у подъездов домов (в народе его называют «пальмой»), смертельно ядовитые семена. Малышу достаточно проглотить 2–3 семечка, что бы получить серьезное отравление. Обязательно объясняйте ребенку, что никакие растения, ягоды и семена, сорванные на улице нельзя брать в рот. А для игры лучше использовать безобидные и хорошо знакомые растения, например одуванчик, подорожник, рябину. Гуляя с малышом во дворе, вы должны быть твердо уверены, что вокруг нет открытых канализационных люков. Статистика безжалостна: сотни детей гибнут и получают травмы именно по этой причине. И здесь не помогут никакие предостережения «смотреть под ноги» и «не наступать». В азарте подвижной игры малыш может просто не заметить опасность. Поэтому, не надейтесь на коммунальные службы, а берите инициативу в свои руки: проводите с другими родителями периодическую ревизию и закрывайте люки досками. Правила экипировки Одевая малыша на прогулку, проведите ревизию одежды. Лучше, чтобы она была без шнурков, которыми можно зацепиться. Желательно, чтобы обувь плотно фиксировалась на ноге и не «скользила». Это сделает игры ребенка более безопасными.

Жизнь на детской площадке

Как хорошо, что во дворах есть детские площадки с качелями! И как одновременно плохо, что они есть! Современные тяжелые железные конструкции обладают по истине разрушительной силой. И если такие качели на большой скорости ударят ребенка, это может закончиться плачевно. Опасность подстерегает не только крошечных несмышленышей, которые подобрались близко к качелям, пока их мамы увлеченно болтают на лавочке. И ребятишки постарше порой не могут правильно оценить безопасное расстояние. Поэтому, вы четко должны объяснить ребенку, что подходить к качелям можно только сбоку, а обходить их – на большом расстоянии. Садится и слезать нужно только тогда, когда качели остановлены, и ни в коем случае нельзя с них прыгать. Расскажите о том, к чему могут привести нарушения этих правил. Сильно ударить малыша могут и карусели, если не соблюдать элементарные правила безопасности. Так же, как и в случае с качелями, почаще напоминайте крохе, что подходить к крутящимся каруселям опасно. Сначала нужно дождаться их остановки, и только потом усаживаться на сидение. И, конечно, крепко держаться. Любой малыш знает, что лесенки, турнички, рукоходы, одним словом, спортивные снаряды – штука очень интересная и веселая. Они развивают ловкость, выносливость, координацию движений. И мама не будет запрещать вдоволь полазить и повисеть на них. Конечно при условии, что малыш будет делать все это с должной осторожностью. Прежде всего, обратите внимание на покрытие спортивной детской площадки. Если это песок, трава, опилки или, в крайнем случае, мелкая щебенка – смело отпускайте туда малыша. Если же площадка забетонирована или заасфальтирована, лучше поискать другое место для игр. Научите ребенка правильно спрыгивать с лесенки или турника. Когда ребенок раскачивается на перекладине, прыгать нужно в тот момент, когда тело начинает движение назад. Иначе можно легко упасть. Всевозможные горки – любимое развлечение ребятишек. Но мамам и папам стоит обратить внимание на их состояние, прежде чем позволить крохе скатиться с ветерком. Если поручни или бортики горки деревянные, то родителям, нужно проверить, насколько хорошо обработана поверхность, чтобы избежать заноз на детских ручках. Для ребятишек-дошкольников высота горки не должна превышать 1,2 м. Проверьте, цело ли покрытие ската горки, нет ли на нем зазубрин. С «правильной» горки кроха скатывается без остановки до самого низа и не вылетает на землю, а задерживается на специальном, приподнятом выступе. Малыш должен знать, что горки – не место для баловства. Подниматься и съезжать нужно внимательно и аккуратно, соблюдать очередь и ни в коем случае не толкать других ребятишек. Это может привести к серьезной травме. Конечно, все время стоять рядом с горкой и опекать малыша не обязательно. Но лучше не выпускать ребенка из поля зрения, чтобы вовремя отреагировать на опасное поведение детей. Запрещать ребятишкам лазание по деревьям – штука бесполезная. Все равно, рано или поздно, они испытают окрестные деревья на прочность. А чтобы избежать падений и травм, лучше научить малыша делать это правильно. Прежде всего, для лазания подходят только старые деревья, с толстыми стволами и ветками. Молодое деревце можно легко повредить, и оно погибнет, а сам малыш, став на тонкую ветку, полетит вниз. Опираться нужно только на толстые живые ветки и, ни в коем случае, не на сухие. Стоит сначала проверить прочность ветки, а только потом на нее становиться. И еще: следите, чтобы малыш при лазании чередовал руки и ноги: например, сначала перехватил руку, потом переставил ногу. Опора на три конечности одновременно снижает опасность падения.

Катание на роликах или велосипеде – занятия полезные во всех отношениях, но, вместе с тем, довольно опасные. Прежде всего, позаботьтесь о средствах защиты маленьких спортсменов. Всевозможные шлемы, наколенники и налокотники – это не просто модные «примочки», а то, что убережет малыша не только от разбитых коленок и ободранных ручонок, но и от травм куда более серьезных. Шлем для роллера обязательно подбирайте с примеркой. Он должен удобно сидеть на голове, закрывать лоб, но не съезжать на глаза. Будут нелишними и специальные перчатки без пальцев. Кататься на роликах лучше в специально отведенных для этого местах. С велосипедом проще, только обязательно учите малыша быть внимательным к «пешеходам» и не развивать большую скорость там, где есть вероятность сбить кого-то из малышей. Если вам вместе с маленьким велосипедистом нужно перейти проезжую часть, обязательно снимите его с велосипеда и переведите через дорогу за руку, ведя велосипед отдельно. И, конечно, никогда не выпускайте маленького «гонщика» из поля зрения.

Драки – нередкая причина серьезных травм у детей. Чаще это удел мальчишек, но встречаются и задиристые девчонки, которые готовы «разбираться» с обидчиком при помощи кулаков. И кулаки – это еще пол беды. Часто в ход идут подручные предметы: палки, железки, камни и т.п. Одна из главных причин очень проста: ребята еще не понимают, насколько серьезно можно поранить противника этими предметами. Срабатывает обычный киношный стереотип: героя ударили по голове здоровенным булыжником, а он себе не только жив, но и вполне здоров. Подобные сцены искажают представление наших детей о реальной силе удара, о боли, о том, насколько на самом деле хрупкая и уязвимая штука – человеческая жизнь. И кто же еще, как не мамы и папы должны донести до малышей эти простые истины? Если бы со всеми детьми говорили о возможных последствиях таких вот драк, детского травматизма было бы куда меньше…

Еще одна опасность – большие и маленькие четвероногие, причем не только бродячие, но и самые настоящие домашние. Речь не столько об опасных болезнях, которые могут переносить животные, сколько о собачьей агрессии, жертвами которой иногда становятся дети. Бесспорно, вы должны воспитывать в ребенке любовь и доверие к братьям меньшим, но малыш должен четко знать, что собаки бывают разные и не всегда добрые. К тому же, лучше вообще не подходить к незнакомым животным. Расскажите малышу, что нельзя размахивать руками или палкой возле собаки. Она подумает, что ее хотят ударить и может укусить. Не стоит гладить и тискать незнакомую собаку. Ей это может не понравиться. Ребенок должен знать, как вести себя при нападении собаки. Если рядом нет спасительного пристанища – подъезда или дерева – не стоит убегать, собака все равно догонит. Покажите малышу, как нужно защитить лицо и шею, прижав подбородок к груди и закрывшись согнутыми в локтях руками. А взрослые обязательно придут на помощь.

Осторожно: незнакомец! Даже если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы гулять без взрослых и отпускать его одного на улицу вы пока не собираетесь, он должен четко усвоить основные правила общения с незнакомыми людьми. Большинство из нас внушает детям, что нужно быть воспитанным и вежливым по отношению к людям, не грубить и не врать. Все это, конечно, верно. Но именно тихие, воспитанные дети чаще становятся жертвами преступников. Ведь их так просто обмануть, а сами они приучены всегда говорить взрослым только правду. Как же быть, неужели нужно растить ребенка лгуном и грубияном? Грубияном растить не нужно, а вот втолковывать малышу, что среди хороших и добрых людей иногда попадаются и плохие, просто необходимо. С раннего детства ребенок должен четко знать важные правила: Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми и ничего у них не бери. Никогда не садись в машину к незнакомцу и никуда с ним не ходи. У незнакомого человека нельзя брать НИЧЕГО: ни конфеты, ни игрушки, ни подарки, ни что-то, что «нужно передать маме». В ситуации, когда ребенку предлагают пойти или поехать куда-либо с незнакомцем («посмотреть коллекцию Барби», «сняться в кино», «покормить котят» и т.п.), малыш должен отвечать только одно: «Сейчас я спрошу разрешения у мамы». Ребенок должен быть готов и к провокации со стороны незнакомца: «Я думал, что ты уже большой, а ты все у мамы разрешения спрашиваешь!» Ответ и в этом случае должен быть твердый и однозначный. Объясните малышу, что если кто-либо схватил его за руку и куда-то тащит или пытается затолкать в машину, дозволены АБСОЛЮТНО все методы самообороны. Можно грубить, врать, лягаться, кусаться, кричать. Кстати, кричать в подобной ситуации нужно не «Помогите!», а «Это не мой папа (мама)! Меня зовут так-то, позвоните моим родителям по номеру такому-то!» С самого раннего возраста внушайте ребенку, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до малыша без его согласия. Старайтесь не тискать и не целовать ребенка, если он в данный момент этого не хочет. И никогда не позволяйте этого делать другим людям. Малыш должен четко знать, что никто не имеет права брать его на руки без разрешения мамы, а если такое произошло, то вполне можно вести себя не очень воспитанно: громко кричать и даже лягаться. Внушайте ребенку, что вы никогда не пришлете за ним в детский сад незнакомого человека. И если что-то подобное случится, малыш не должен никуда идти с этим человеком, даже если незнакомец уверяет, что его прислала мама (папа, бабушка и т.д.). И напоминайте обо всем этом почаще, почаще, почаще! Дети так легко забывают все то, чему мы их учим…

Я потерялся! Тому из родителей, кто хоть раз терял своего ребенка (пусть всего на пару минут), почти наверняка знакомо всеохватывающее чувство паники, которое сковывает тело и мешает трезво мыслить. Малышу, который вдруг обнаружил, что мамы или папы нет поблизости, не лучше. Ему страшно одному в толпе чужих людей. И даже если вы стараетесь не выпускать руку малыша в людных местах, ситуации, когда ребенок теряется, случаются не так уж и редко. Но, если и родители, и, главное, малыш четко знают, как вести себя в экстремальных ситуациях, беды не произойдет. Давайте научим своего кроху правильному поведению в общественных местах, чтобы нам никогда не пришлось переживать эти страшные минуты. В супермаркете. Прежде всего, малыш должен четко усвоить, что, совершая с мамой и папой семейные покупки в крупном магазине, он не должен терять родителей из виду. Держать ребенка все время за руку практически невозможно, ведь мы то и дело останавливаемся у витрин, берем в руки какой-то товар, отвлекаемся от малыша на короткое время. Шустрому любопытному карапузу этого времени бывает вполне достаточно, чтобы улизнуть от родителей, затеряться в толпе или задержаться в отделе игрушек. Поэтому, приучайте ребенка к мысли, что не вы следите за ним, а ОН за вами. Если малыш уже не помещается в тележку для покупок, пусть он держится за нее рукой и непременно сообщает вам о том, что хочет задержаться возле того или иного товара. Тогда вы просто остановитесь и подождете его. Расскажите малышу о том, что он должен делать в случае, если вдруг не обнаружил родителей поблизости. Внушите ребенку важную мысль: вы очень его любите, переживаете о нем и никогда не будете ругать, даже если малыш потерялся по собственной неосторожности, не выполнив ваших правил. Это поможет ему вспомнить все то, чему вы его учили и поступить правильно. Самое лучшее, что может сделать ребенок, потерявшийся в толпе, это оставаться на месте и ждать. Можно даже сесть на пол. Рано или поздно мама с папой непременно его найдут. Ребенок должен знать, что он ни в коем случае не должен выходить из магазина, чтобы «подождать родителей возле машины». К сожалению, не во всех супермаркетах есть охрана, которая не выпустит ребенка одного на улицу. Расскажите, а еще лучше, покажите малышу тех людей, к которым можно обратиться за помощью: милиционеры, охранники, служащие супермаркета, кассиры. Одним словом, все люди в униформе. Им можно довериться, они помогут. Ни с кем другим, пусть даже этот человек кажется добрым и хорошим и обещает отвести к маме, ребенок идти ни при каких обстоятельствах не должен. Если кто-то пытается увести его силой, пусть громко кричит: «Папа! Мама!» Умеющий хорошо говорить малыш должен знать на зубок свои имя, фамилию, домашний адрес и, хорошо бы, телефон. Эту информацию нужно выучить с ребенком и обязательно повторять время от времени. Если имя и фамилию малыши запоминают хорошо, то адрес частенько забывают. Было бы не плохо, отправляясь с ребенком в людные места, положить в карман его одежды записку с именем, фамилией, адресом и номерами мобильных телефонов родителей. Еще лучше, выгравировать эти данные на металлической пластинке, прикрепить на цепочку и пристегивать внутри кармана детских брючек, чтобы малыш ее ненароком не потерял. Сейчас в продаже можно найти специальные брелоки, куда записывается вся информация о ребенке. На вокзале, в аэропорту. Здесь верны все правила, о которых говорилось выше. Только следить за малышом нужно еще тщательнее, ведь и опасностей на вокзале куда больше, чем в магазине. Каждый раз, когда вы оказываетесь на вокзале или в аэропорту, отправляясь в путешествие, напоминайте ребенку правила поведения. Обращайте его внимание на то, что он ни в коем случае не должен никуда от вас отходить, не спросив разрешения. В случае если он потеряется, можно обратиться за помощью к милиционерам, охранникам, кассирам.

В метрополитене.

Заходя в вагон поезда, крепко держите ребенка за руку и пропускайте его впереди себя. На всякий случай, объясните ребенку, как себя вести в том случае, если он оказался в вагоне, двери захлопнулись, а вы остались на перроне. Даже если вам кажется, что с вами такого никогда не произойдет, лучше быть готовым к любым неожиданностям. Малыш должен знать, что, проехав одну станцию, ему следует выйти из вагона, отойти в сторону от края перрона и ждать вас. А вы непременно приедете следующим поездом. Если же все произошло с точностью до наоборот (мама уехала, а малыш остался на перроне), то и здесь нет никакого повода для паники. Опять же, нужно отойти от края платформы (лучше сесть на скамейку, если такая есть поблизости) и ждать маму.

В парке, в лесу.

Прогулки в парке – замечательная возможность приятно провести время всей семьей. И для того, чтобы такой отдых не превращался для вас в сплошную «нервотрепку», с самого раннего возраста для малыша должно быть абсолютным табу слишком далеко уходить от вас. Конечно, ходить в парке исключительно за ручку с мамой глупо. Но вот убегать и, особенно, «прятаться» от нее – абсолютно недопустимо. Малыш должен знать, что бегать и играть ему можно только там, где видно родителей, а те, в свою очередь, должны видеть его. Не редки случаи, когда во время семейного пикника в лесу, пока взрослые заняты костром или приготовлением шашлыка, малыши ищут себе развлечения самостоятельно. И происходит, как в той сказке о Маше и Медведе: деревце за деревце, кустик за кустик, вот и отошли довольно далеко от лагеря. Потеряться в лесу очень легко. И очень страшно. Но если ваш малыш четко усвоил, что НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, вы очень быстро его отыщите. Взрослые в этом случае должны разделиться, отправившись на поиски одновременно в разных направлениях, периодически окликая ребенка. Малыш, в свою очередь, тоже должен громко звать на помощь. Очень полезно для прогулок на природе купить ребенку хороший свисток. И в том случае, если он потерялся в лесу или парке, его свист будет отлично слышен на сотни метров. Если в парке или в лесу есть пруд, от вас потребуется дополнительное внимание. Причем, даже совсем небольшая глубина может представлять опасность для малыша. Не разрешайте крохе одному подходить к воде, а сделайте это вместе. Если берег пологий, малыш может поиграть у воды под вашим неустанным наблюдением. Если же берег обрывистый, ни в коем случае не выпускайте руку ребенка из своей и не подходите близко к краю.

[свернуть]
Правила поведения при грозе

Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках. Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю! При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, избе, здании с молниеотводом. Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону. Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну. Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы! Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний. Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока. Если гроза застала вас во время занятий техническими видами спорта, немедленно прекратите их и сойдите с велосипеда или мотоцикла.

[свернуть]