«Поручиться за то, что семья может воспитывать как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».
А.С. Макаренко
Проблемное поле данного вопроса в том, что в Республике Беларусь на уровне Президента семейная политика признается одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. И вместе с тем остаются проблемы алкоголизации населения, проблемы насилия в семье по отношению к детям, проблема падения авторитета родителей в глазах детей.
Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, когда меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определенной системе. Для того, чтобы узнать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления.
Функционально несостоятельная семья на всех этапах работы требует особого внимания со стороны социально-педагогической службы учреждения образования. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, содержит основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего. Понятие «социально-педагогическая поддержка проблемной семьи» предполагает активное её сопровождение не только специалистами социально-педагогической и психологической службы, но и всеми участниками образовательного процесса. В связи с этим одной из основных задач работы СППС учреждения образования является профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье и детям, коррекция детско-родительских отношений и реабилитация семьи.
Основными требованиями к работе специалиста СППС являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению социально-педагогической, психологической и идеологической работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
В процессе профессиональной деятельности специалисты СППС оказывают помощь и поддержку семьям, находящимся в социально опасном положении. К которым относятся:
- информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
- правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
- бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;
- социально-психолого-педагогическая помощь – создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме;
- предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;
- социально-педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты и др.