В свою очередь внедрение процедуры признания детей, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите расширило круг государственных органов и организаций, отвечающих и осуществляющих выявление, учет и оказание необходимой помощи несовершеннолетним и их семьям, обязало их к более тесному и системному взаимодействию.
Выявление и учет несовершеннолетних стал рассматриваться как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
При разработке межведомственных планов необходимо предполагать максимально короткие сроки содержания ребенка в приюте. И тем более не превышать срок содержания, определенный нормативными документами.
Нужно активнее, на ранней стадии кризиса семьи определять детей в детские социальные приюты, заставить родителей задуматься над возможной потерей своих детей, помочь им стать на правильный путь.
В учреждении образования сложилась определённая система работы с семьями, где дети находятся в социально-опасном положении. Процесс взаимодействия состоит из трёх этапов:
- информационный: выявление социально опасных ситуаций;
- аналитический: формирование и анализ банка данных;
- реабилитационный: оказание практической помощи семьям и несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации.
Любая работа с семьей должна проводиться по схеме: диагностика семьи; определение стратегии работы с семьей, совершенствование воспитательного потенциала семьи; выстраивание системы работы; реализация работы; анализ результативности проделанной работы.
Педагог социальный проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации: по структуре; по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи; по взаимоотношениям; по семейной ориентации.
Педагог-психолог, в свою очередь, проводит психолого-педагогическую диагностику семьи, кроме психологических методик специалистом может использоваться социологическое исследование семьи (различного рода анкеты, которые позволяют получить дополнительную информацию о семье).
По итогам диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, итоговая записка с рекомендациями всем участникам, которые оказывают помощь и поддержку семье и ребёнку.
Целевое посещение семьи выступает неотъемлемой частью работы с любым типом семьи.
Индивидуальная работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, осуществляется специалистами СППС и проводится с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Опора на положительное — главный принцип в индивидуальной работе. Вовлечение ребёнка в процесс совершения морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение несовершеннолетних в коллективную, творческую общественно полезную деятельность.
Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы специалистов СППС с целью коррекции семейных отношений и поведения школьников являются:
- изучение индивидуальных особенностей и способностей ребёнка и создание условий для его развития;
- оказание помощи в организации положительных связей в школе и социуме и налаживании взаимоотношений в семье подростка;
- привлечение учащегося к общественной работе и кружковой работе, занятиям в спортивных клубах и секциях, общественному труду, а также поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением и приобщением к роли организатора;
- при необходимости оказание помощи подростку в учёбе.
Специалисты СППС должны хорошо знать особенности развития ребёнка и среду, в которой он находится. Особенно следует подчеркнуть то, что ребёнок, как правило, не может осознать своих проблем и объяснить их педагогу, поэтому необходимо самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребёнка. Создавая условия для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах используют такие формы и методы как:
- наглядно-информационная форма (подготовка информационных листков, памяток, буклетов с целью предоставления объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.)
- индивидуальная работа (организация индивидуальных бесед несовершеннолетних с инспектором ИДН; консультации с целью выработки единых подходов в воспитании и обучении подростков, развивающие занятия);
- групповая работа: Деловые игры: «Эстафета семейного воспитания», «Архитектура семьи», «Заповеди семейного воспитания»; Круглые столы: «Трудные дети и трудные взрослые», «Отцы и дети в меняющемся мире», «Семья вчера, сегодня, завтра» и другие;