Деятельность специалистов СППС по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения, насилия в отношении детей

В свою очередь внедрение процедуры признания детей, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите расширило круг государственных органов и организаций, отвечающих и осуществляющих выявление, учет и оказание необходимой помощи несовершеннолетним и их семьям, обязало их к более тесному и системному взаимодействию.
Выявление и учет несовершеннолетних стал рассматриваться как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

При разработке межведомственных планов необходимо предполагать максимально короткие сроки содержания ребенка в приюте. И тем более не превышать срок содержания, определенный нормативными документами.
Нужно активнее, на ранней стадии кризиса семьи определять детей в детские социальные приюты, заставить родителей задуматься над возможной потерей своих детей, помочь им стать на правильный путь.

В учреждении образования сложилась определённая система работы с семьями, где дети находятся в социально-опасном положении. Процесс взаимодействия состоит из трёх этапов:

  • информационный: выявление социально опасных ситуаций;
  • аналитический: формирование и анализ банка данных;
  • реабилитационный: оказание практической помощи семьям и несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации.

Любая работа с семьей должна проводиться по схеме: диагностика семьи; определение стратегии работы с семьей, совершенствование воспитательного потенциала семьи; выстраивание системы работы; реализация работы; анализ результативности проделанной работы.

Педагог социальный проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации: по структуре; по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи; по взаимоотношениям; по семейной ориентации.

Педагог-психолог, в свою очередь, проводит психолого-педагогическую диагностику семьи, кроме психологических методик специалистом может использоваться социологическое исследование семьи (различного рода анкеты, которые позволяют получить дополнительную информацию о семье).

По итогам диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, итоговая записка с рекомендациями всем участникам, которые оказывают помощь и поддержку семье и ребёнку.

Целевое посещение семьи выступает неотъемлемой частью работы с любым типом семьи.

Индивидуальная работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, осуществляется специалистами СППС и проводится с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Опора на положительное — главный принцип в индивидуальной работе. Вовлечение ребёнка в процесс совершения морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение несовершеннолетних в коллективную, творческую общественно полезную деятельность.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы специалистов СППС с целью коррекции семейных отношений и поведения школьников являются:

  • изучение индивидуальных особенностей и способностей ребёнка и создание условий для его развития;
  • оказание помощи в организации положительных связей в школе и социуме и налаживании взаимоотношений в семье подростка;
  • привлечение учащегося к общественной работе и кружковой работе, занятиям в спортивных клубах и секциях, общественному труду, а также поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением и приобщением к роли организатора;
  • при необходимости оказание помощи подростку в учёбе.

Специалисты СППС должны хорошо знать особенности развития ребёнка и среду, в которой он находится. Особенно следует подчеркнуть то, что ребёнок, как правило, не может осознать своих проблем и объяснить их педагогу, поэтому необходимо самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребёнка. Создавая условия для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворения его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах используют такие формы и методы как:

  • наглядно-информационная форма (подготовка информационных   листков, памяток, буклетов с целью предоставления объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.)
  • индивидуальная работа  (организация индивидуальных бесед несовершеннолетних с инспектором ИДН; консультации с целью выработки единых подходов в воспитании и обучении подростков, развивающие занятия);
  • Ÿ групповая работа: Деловые игры: «Эстафета семейного воспитания», «Архитектура семьи», «Заповеди семейного воспитания»; Круглые столы: «Трудные дети и трудные взрослые», «Отцы и дети в меняющемся мире», «Семья вчера, сегодня, завтра» и другие;