Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет. А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей: приобщение к труду через самообслуживание; постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду; постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение; постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений; организация обучения выполнению трудовых операций; формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы; учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений; поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы. Труд в семье должен быть посильным для ребенка. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент — интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом — это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы — это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку. Помните: давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить — они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания.
В том случае, если у человека наблюдаются первые признаки гриппа, то первое, что необходимо сделать – это вызвать врача на дом. Главным поводом для вызова врача является высокая температура – свыше +38 ºС. Идти самостоятельно в поликлинику с такой температурой опасно не только для самого больного, но и для окружающих людей, которых больной может заразить. Особенно уязвимы к инфекции дети и пожилые люди, люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями почек. Однако умереть от токсического гриппа могут даже взрослые и здоровые люди. Такое развитие событий совершенно не исключено. До прихода врача необходимо соблюдать постельный режим. Жаропонижающие и противовоспалительные средства лучше не принимать, если состояние больного удовлетворительное, так как их прием может исказить клиническую картину. Врач должен осмотреть больного и решить, стоит ли ему лечиться в домашних условиях, или же в условиях стационара. Если лечение будет проводиться дома, то врач назначит все необходимые лекарства. Большое значение для скорейшего выздоровления имеют также правильная диета, употребление витаминов, обильное питье, соблюдение постельного режима.
Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Ввести ребенка дошкольного возраста в мир экономики необходимо. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дети соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Самыми распространенными среди них являются: потребность – возможность, товар – цена, работа – заработанная плата, банк – валюта. Самыми «непонятными» – всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег. Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, валюта, обмен, бизнесмен, рынок и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Экономическая любознательность детей закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами его семьи. Вместе с родителями он ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая, тем самым, определенный экономический опыт. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку дошкольного возраста адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. При ознакомлении с деньгами дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта. Детям дают понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Кроме того, детям необходимо хорошо усвоить, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться деньгами, делать сбережения. Дети узнают, что заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендии старших братьев и сестер, пособия, которые выплачивает государство семьям, являются доходами семьи. А все то, на что семья тратит деньги – это ее расходы. Доходы и расходы в совокупности составляют бюджет семьи. Есть люди богатые и бедные, но тем и другим нужно быть бережливыми. У детей дошкольного возраста формируются представления о товарноденежных отношениях, о том, что товар является результатом труда взрослых. Закрепляются представления о местах приобретения разных товаров; о том, что он имеет свою цену, что стоимость товара зависит от его качества, от вложенного в него труда, от спроса и предложения; о том, что оплачивают не только товары (предметы и вещи), но и услуги. Педагог делает акцент на то, что не все можно купить за деньги; здоровье, дружба и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека. Изучая потребности человека, дети получают представления о том, что он как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Человек удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства. Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Детей знакомят с многообразием потребностей, их зависимостью от возраста и пола человека, его профессии. Акцент делается на необходимости проявления разумных потребностей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, в друзьях, в развитии своих возможностей и способностей, поэтому человеку необходимо образование, творческое и физическое развитие. Следует обсудить с детьми вопросы о том, что надо делать, когда они голодны или хотят пить, когда необходимо одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку, когда нужна помощь, забота, сочувствие и т.д.; поговорить о том, кто может оказать те или иные услуги, проявить заботу, посочувствовать. В работе с детьми старшего дошкольного возраста нужно расширять их представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, об их использовании человеком, о способах удовлетворения потребностей. Важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов как результат труда людей, воспитывать привычку беречь природные богатства — воду, тепло, электроэнергию. Обогащая представления о разнообразии и в то же время ограниченности природных ресурсов своего края, педагог должен подчеркнуть зависимость человека от природы, характера взаимодействия с ней, необходимость рационального и нравственно-экономического использования природных богатств. Следует обсудить с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, какие капитальные и финансовые ресурсы необходимы для их производства. Особое внимание обращается на необходимость бережного отношения ко всем ресурсам. Осуществляя знакомство детей с рекламой, педагог помнит, что это определенная информация, которая подается в оригинальной форме и кроме фактов несет в себе определенный эмоциональный настрой. Хорошей рекламе свойственны краткость, образность, привлекательность для зрителя. Детей дошкольного возраста привлекает яркая динамичная картинка, а рифмованные слоганы они хорошо запоминают. Рекламу можно использовать в образовательных целях: формировать представление о ее значении; о профессиях людей, связанных с созданием и распространением рекламы; воспитывать правильное, осознанное отношение к рекламе; привлекать воспитанников к созданию собственной рекламы. В ходе экономического воспитания следует знакомить детей дошкольного возраста с профессиями – традиционными и новыми, значимостью различных видов труда для человека. Нужно донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, необходимы все. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям. Необходимо формировать у детей представления о полезных навыках и привычках в быту, о важности бережного отношения к вещам, воде, теплу, электричеству; о значимости таких качеств человека, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью. У детей должно быть сформировано представление о возможности извлекать пользу даже из старых и ненужных вещей. Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). Сказки, которые могут использоваться в работе с детьми с целью их экономического воспитания: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого; «Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; «Федорино горе» К.И. Чуковского; русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» и др. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, творчества, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она превращает слушателя из объекта в субъект взаимодействия. Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она не только развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых представлениях, но является одним из путей познания действительности. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы, можно более успешно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.