План проведения заседаний учебно-методического объединения воспитателей на 2025/2026 учебный год
Методическая тема: Повышение качества и эффективности воспитания учащихся с нарушением слуха и их личностного развития через развитие профессиональных компетенций воспитателей.
Задачи:
- Организовать информационно-методическую помощь воспитателям.
- Создавать условия для совершенствования профессиональных компетенций воспитателей, а также форм и методов организации идеологической и воспитательной работы в школе-интернате.
- Формировать у воспитателей теоретическую и практическую базу для моделирования системы воспитания.
- Совершенствовать методику работы воспитателей по организации воспитательного процесса в свете современных технологий.
- Координировать планирование, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
- Изучать и пропагандировать передовой опыт работы воспитателей.
- Осуществлять процесс взаимодействия с родителями и законными представителями учащихся через активные формы деятельности.
Заседание 1
Тема: Развитие профессиональных компетенций воспитателей учреждения в области формирования у учащихся брачно-семейных ценностей.
Цель: Создание условий для развития профессиональных компетенций воспитателей учреждения в области формирования у учащихся брачно-семейных ценностей как необходимое условие для формирования у учащихся традиционных семейных ценностей, готовности к семейной жизни, ценностного отношения к материнству и отцовству, а также по взаимодействию с семьями учащихся.
Задачи:
- Совершенствовать деятельность педагогов по семейному воспитанию и взаимодействию с семьями учащихся.
- Разработать и провести серию мероприятий по семейному воспитанию учащихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
Дата проведения: 29.10.2025
Вопросы для обсуждения
Учебно-методический блок
- Профессиональные компетенции педагогов школы-интерната для детей с нарушением слуха в области формирования у учащихся брачно-семейных отношений и взаимодействия с семьями учащихся (Е. П. Александрова, воспитатель).
- Консультация для воспитателей «Особенности работы с семьями учащихся в школе-интернате для детей с нарушением слуха» (Д. В. Парфенов, педагог социальный).
Практический блок
- Презентация «Использование дидактических игр для формирования традиционных семейных ценностей у учащихся с нарушением слуха» (Ю. Н. Логвинова, воспитатель)
- Конкурс фотоколлажей «Я и моя семья» (все члены УМО).
- Внеурочное мероприятие «Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (Е. С. Короткая, воспитатель)
Рекомендуемая литература
- Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждений, 29 специального лечебно-воспитательного учреждения / Н.А. Залыгина, М.Е. Минова. — Минск: Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
- Клещёва, Е.А. Подготовка молодѐжи к семейной жизни / Е.А. Клещѐва, Ж.В. Рзаева; М-во образования Респ. Беларусь, Барановичский государственный университет. – Барановичи: БарГУ, 2016. – 125 с.
- Мартынова, В.В. Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 192 с.
- Мартынова, В.В. Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина. – Минск: Национальный институт образования, 2021. – 264 с.: ил.
- Олифирович, Н.И. Подготовка молодежи к семейной жизни: учебно методическое пособие для студентов специальности 1-03 04 03 Практическая психология / Н.И. Олифирович, М.Л. Белановская, Т.В. Уласевич. Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка». – Минск: БГПУ, 2018. – 335 с.
- Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
- Формирование семейных ценностей у учащейся молодеж: сб. метод. материалов / Респ. ин-т проф. образования; под ред. О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой. – Минск: РИПО, 2015. – 324 с.
- Чечет, В.В. Педагогика семьи: учеб. пособие // В.В. Чечет. – Минск: БГПУ, 2015. – 83 с.
Заседание 2
Тема: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни учащихся с нарушением слуха в условиях школы-интерната.
Цель: Создание условий для совершенствования профессиональных компетенций воспитателей в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся, развитии навыков безопасного и самосохранного поведения учащихся с нарушением слуха.
Задачи:
- Определить формы и методы работы по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни учащихся.
- Разработать и провести комплекс воспитательных мероприятий по данному направлению.
Форма проведения: конференция.
Дата проведения: 26.12.2025
Вопросы для обсуждения
Учебно-методический блок
- Формирование у детей с нарушением слуха сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности (С. А. Шиховец, воспитатель).
- Формы и методы работы по формированию безопасности жизнедеятельности у детей с нарушением слуха (Г. Б. Кашицина, воспитатель).
Практический блок
- Посещение открытого внеурочного мероприятия ко Дню здоровья «Быть здоровым – быть счастливым!» (Н. В. Алексеевич, воспитатель).
- Разработка и выпуск памяток для учащихся по формированию навыков личной безопасности (все члены УМО)
- Разработка памяток для родителей учащихся «Безопасность вашего ребенка» (воспитатели УМО).
- Дидактическая игра «Полезно – вредно» (Л. Н. Базылева).
- Посещение открытого внеурочного мероприятия «Полезный разговор о вредных привычках» внеклассного мероприятия по данному направлению (А. А. Горошко, воспитатель).
Рекомендуемая литература
- Аксючиц, И.В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215, [1] с.
- Болтянова, Н.А. Формирование ценностного отношения к жизни у обучающихся учреждений профессионального образования: метод. пособие / Н.А. Болтянова. – Минск: РИПО, 2016. – 138 с.
- Куликов, В. М. Педагогические основы физического воспитания: учеб. пособие / В. М. Куликов, С. В. Хожемпо. – Минск, БГУ, 2018. – 256 с.
- Профилактика зависимого поведения обучающихся: метод. пособие / В.А. Горбатюк [и др.]; под общ. ред. О.С. Поповой, В.А. Горбатюк. – Минск: РИПО, 2018. – 179 с.
- Хриптович, В.А. Психология зависимого поведения: учебное пособие для слушателей системы дополнительного образования взрослых по специальности «Психология» / В.А. Хриптович. – Минск: Республиканский институт высшей школы, 2018. – 206 с.
Заседание 3
Тема: Трудовое воспитание и профориентационная работа как основа формирования у учащихся ценностного отношения к труду, трудовых навыков, готовности и мотивации к трудовой деятельности.
Цель: Развитие профессиональных компетенций воспитателей в вопросах трудового воспитания и профориентационной работы с учащимися.
Задачи:
- Совершенствовать деятельность педагогов по трудовому воспитанию и профориентации учащихся.
- Разработать и провести серию мероприятий профориентационного характера.
Форма проведения: круглый стол.
Дата проведения: 25.03.2026
Вопросы для обсуждения
Учебно-методический блок
- Эффективные формы работы воспитателя по формированию у учащихся ценностного отношения к труду и осознание социальной значимости профессиональной деятельности (Е. И. Кучерова. воспитатель).
- Секреты трудового воспитания: развиваем у детей уважение к любому труду (Т. С. Дубровская, воспитатель).
- Профориентация подростков: важные аспекты выбора профессии. Консультация для педагогов (О. Н. Корако, педагог социальный)
Практический блок
- Посещение открытого внеурочного мероприятия «Землю солнце красит, а человека – труд» (В. С. Ясь, воспитатель).
- Посещение открытого внеурочного мероприятия «Типы профессий. Мой выбор» (Л. Б. Кузьменок. воспитатель)
- Посещение открытого внеурочного мероприятия «Профориентационная игра «Угадай профессию» (С. А. Шиховец, воспитатель).
- Внеурочное мероприятие «Презентация «Я и мир профессий» (А. С. Карпенко, воспитатель).
Рекомендуемая литература
- Атлас педагогических профессий и ролей: пособие / А. В. Позняк [и др.]. – Минск: БГПУ, 2018. – 44 с.
- Дневник самодиагностики для учащихся профильных классов педагогической направленности / А. В. Позняк [и др.]. – Минск: БГПУ, 2018.
- Мельничук, И.А. Экономическое воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И.А. Мельничук; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 168 с.
- Организация профориентации, допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся 8-11-х классов на базе учреждений профессионального образования: методические рекомендации / М.В. Ильин [и др.] – Минск: РИПО, 2018. – 55 с.
- Современные подходы к организации профориентационной работы в учреждениях профессионального образования: сб. метод. материалов / сост.: М.А. Санкевич, Е.Н. Пастушкова; под ред. О.С. Поповой. – Минск: РИПО, 2020. – 183 с.
Заседание 4
Тема: Анализ работы учебно-методического объединения воспитателей в 2025/2026 учебном году. Перспективы и основные направления деятельности на 2026/2027 учебный год.
Цель: Рассмотреть и проанализировать работу учебно-методического объединения воспитателей в 2025/2026 учебном году.
Задачи:
- Обобщить эффективный опыт работы воспитателей в 2025/2026 учебном году.
- Подведение итогов недели педагогического мастерства воспитателей.
- Определить основные направления деятельности на 2026/2027 учебный год.
Форма проведения: семинар
Дата проведения: 29.05.2026
Вопросы для обсуждения
Учебно-методический блок
- Результаты диагностических исследований уровня воспитанности учащихся за 2025/2026 учебный год (И. Г. Сивая, заместитель директора по УВР).
- Анализ работы УМО воспитателей за 2025/2026 учебный год. (Л. Б. Кузьменок, председатель УМО воспитателей).
- Перспективное планирование работы УМО воспитателей на 2026/2027 учебный год (Л. Б. Кузьменок, председатель УМО воспитателей).
Практический блок
- Отчет о проделанной воспитательной работе в учреждении образования (все члены УМО).
- Анализ итогов надели педагогического мастерства воспитателей (Л. Б. Кузьменок, председатель УМО воспитателей).
- Разработать и предоставить по три внеурочных мероприятия по основным направлениям воспитательной и идеологической работы (все члены УМО)
- Презентация «Из опыта работы воспитателей» (Л. Б. Кузьменок, председатель УМО воспитателей).
- Обзор методических разработок внеурочных мероприятий по направлениям воспитательной и идеологической работы.
Рекомендуемая литература
- Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования: методические рекомендации / О.С. Попова [и др.]. – 8-е изд., стереотип. – Минск: РИПО, 2019. – 159 с.
- Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников социально-педагогических учреждений, учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 282 с.
- Раздел «Организация воспитания» на национальном образовательном портале: https://vospitanie.adu.by/.
- Раздел «Методическое сопровождение воспитательной работы» на сайте государственного учреждения образования «Академия образования»: https://akademy.by/index.php/ru/metodic/metodicheskoe-soprovozhdenie.
Заседание 5
Тема: Нормативное и информационно-методическое обеспечение, организационно-содержательное наполнение воспитательного процесса в 2026/2027 учебном году.
Цель: Ознакомление с основными направлениями воспитательной работы на 2026/2027 учебный год, с инструктивно-методическими документами.
Задачи:
- Определить приоритетные направления в деятельности воспитателей школы-интерната на 2026/2027 учебный год.
- Совершенствовать работу по созданию единого методического пространства.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Дата проведения: 27.08.2026
Вопросы для обсуждения
Учебно-методический блок
- Нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в 2026/2027 учебном году (И. Г. Сивая, заместитель директора по УВР).
- Рекомендации по планированию воспитательной работы в учреждении образования на I четверть 2026/2027 учебного года (И. Г. Сивая, заместитель директора по УВР).
- Организация работы учебно-методического объединения воспитателей в 2026/2027 учебном году (Л. Б. Кузьменок, председатель УМО воспитателей).
Практический блок
- Анализ результатов работы УМО воспитателей за 2025/2026 учебный год и утверждение плана работы на 2026/2027 учебный год.
- Нормативная правовая база воспитателя.
- Обзор новинок методической литературы.
- Ознакомление с проектом решения.
Рекомендуемая литература
- Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования: методические рекомендации / О.С. Попова [и др.]. – 8-е изд., стереотип. – Минск: РИПО, 2019. – 159 с.
- Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждений, 29 специального лечебно-воспитательного учреждения / Н.А. Залыгина, М.Е. Минова. — Минск: Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной. воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования, реализующих программы общего среднего образования в 2026/2027 учебном году».
- Планирование воспитательной работы в классе и её учёт: метод. рекомендации // Праблемы выхавання. Веснік адукацыі. –2012. — № 3-4.
- Раздел «Методическое сопровождение воспитательной работы» на сайте государственного учреждения образования «Академия образования»: https://akademy.by/index.php/ru/metodic/metodicheskoe-soprovozhdenie.
- Торхова, А.В. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорус. и рус яз. обучения / А.В. Торхова, И.А. Царик. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. — 216 с. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной. воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования, реализующих программы общего среднего образования в 2025/2026 учебном году».
- Электронные версии пособий по воспитательной работе для УОСО, получившие грифы «Рекомендовано научно-методическим учреждением “Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь”», «Рекомендовано государственным учреждением образования “Академия образования”»: https://vospitanie.adu.by/organizatsiyavospitaniya/uchebno-metodicheskaya-literatura.html); https://akademy.by/index.php/ru/metodic/metodicheskoe-soprovozhdenie (учебно-методическая литература).