Замещающим родителем может стать каждый, кто готов поделиться душевным теплом с ребенком-сиротой!
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ:
- На опеку
- На усыновление (удочерение)
- В приемную семью
- В детский дом семейного типа
- На патронатное воспитание
Опека и попечительство над детьми–наиболее традиционные формы семейного устройства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.
Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.
Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) –это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи. Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. На содержание подопечного ребенка родитель — воспитатель получает ежемесячные денежные средства. В приемную семью помещается до 4–х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10детей.
Усыновление — принятие ребенка в семью на правах кровного. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам), а по отношению усыновителями их родственникам приравниваются к родственникам по происхождению. Это приоритетная форма устройства детей в семью. Она пожизненная. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития.
Патронатное воспитание–возможность для ребёнка, растущего в интернатном учреждении, бывать, гостить в семье в период каникул, выходных, праздничных дней, знакомиться с правилами и нормами обычной семейной жизни. Патронатное воспитание осуществляется безвозмездно. Дети, переданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, воспитательные же функции выполняют семьи.
КРИТЕРИИ ПОДБОРА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Правовые критерии:
Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь
- лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
- лиц, признанных судом не дееспособными или ограниченно дееспособными;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лиц, имеющих судимость, а так же лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) — с братьями, сестрами, дедом, бабкой.
Какие необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в приемную семью?
Для создания приемной семьи Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства со следующими документами (Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»:
— заявление,
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,
— свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,
— медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,
— письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,
— сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.
Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. В первую очередь дети
передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.
Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью
Вам необходимо будет пройти соответствующее обучение (подготовку), включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.
По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.
После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).
Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью?
На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет — только с их согласия.
Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.
При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.
При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей, приемный родитель обязать обеспечивать их регулярное общение.
Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.
Весьма важным является и вопрос материального обеспечения ребенка, принятого на воспитание в приемную семью
На содержание каждого приемного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, размер которых устанавливается Правительством Республики Беларусь.
При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи.
Условия оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества взятых на воспитание
детей, их возраста и наличия у них особенностей психофизического развития устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.
Какими правами обладают приемные родители?
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя.
Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей на каждого приемного ребенка выдает каждому приемному родителю удостоверение на право представления интересов подопечного.
«Типичные ошибки замещающих родителей в период адаптации приемного ребенка к новой семье»
Осознание замещающими родителями связи между их ошибками и ухудшением взаимоотношений с приемным ребенком — сложный процесс, требующий помощи со стороны сопровождающих семью специалистов. Совместная работа родителей и специалистов над ошибками в воспитании и развитии ребенка способствует постепенному налаживанию детско-родительских отношений в приемной семье.
На пути построения комфортных детско-родительских отношений замещающим родителям свойственно совершать типичные для многих приемных семей ошибки.
Ошибка №1. Пренебрежение информацией об особенностях детей сирот и детей, лишённых родительского попечения в общем, и особенностях принимаемого ребенка в частности. Несмотря на получение информации об особенностях детей-сирот, взрослые часто продолжают считать, что они:
— и так все знают, уповая на свой личный опыт в воспитании родных детей или взаимодействии с детьми из кровных семей;
— легко смогут сделать из трудновоспитуемых детей прилежных и послушных, создав комфортные условия для проживания детей-сирот, согрев их своей любовью и заботой.
На первой стадии адаптации каждый член семьи хочет показать себя с лучшей стороны. Приёмные родители стараются сделать всё, для того, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, пытается понравиться новым членам семьи, старается поддерживать доброе отношение к себе.
На данной стадии у приёмных родителей:
— вышеописанные заблуждения могут закрепиться,
— теоретический материал о стадиях адаптационного периода забыться,
— завышенные ожидания от детей и самих себя появиться.
Ошибка №2. Завышенные ожидания родителей от приемного ребенка.
Ожидания часто не совпадают с реальностью поведения и развития приемного ребенка. Обрадованные чудесными взаимоотношениями на этапе «Медового месяца» приемные родители, приписывают ребёнку большие знания и умения, чем у него есть и необычно удивляются внезапному для них забыванию ребенком простых умений и ухудшению его поведения.
Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей рождает у последних бурю негативных эмоций, что повышает тревогу ребенка и отрицательно влияет на его поведение. Так возникает порочный круг, где негативные эмоции приемных родителей могут затмить доводы разума о необходимости выяснения поступков детей.
Ошибка №3. Искажение мотивации поступков ребенка. «Он специально надо мной издевается!», — именно эту фразу можно услышать от приемных родителей. Если ребёнку не до конца ясна его роль и положение в семье, то это может дополнительно тревожить маленького человека и побуждать его испытывать приёмных родителей на прочность. Именно на этой стадии адаптации приемные дети показывают себя настоящих, уязвимых и нуждающихся в помощи.
Парадокс заключается в следующем: ухудшение поведения ребёнка следует рассматривать как хороший знак, который должен радовать родителей. Приемным родителям часто проще неприемлемое поведение принятых на воспитание детей связать с наследственными факторами.
Ошибка №4. Неуважительное отношение членов приёмной семьи к биологическим родственникам приёмного ребёнка. Какими бы ни были родные родители приемного ребенка, его эмоциональная жизнь продолжает быть тесно связанной с ними. Следует поощрять принятие ребёнком своих родных, поскольку это крайне важно для гармоничного развития его личности. Важный момент, который необходимо учитывать замещающим родителям: с точки зрения приемного ребёнка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает в приют или детский дом, а с приходом в новую семью. Часто ребёнок чувствует себя предателем и не понимает, как необходимо себя вести. Некорректные высказывания приемных родителей не способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений. Замещающим родителям необходимо уметь принять ребенка, не требуя ответного чувства благодарности.
Ошибка №5 Ожидание благодарности от приемных детей. Важно понимать, что дети-сироты зачастую просто не умеют и не знают, как выразить благодарность. Умение благодарить это то, чему приёмные родители могут научить ребёнка своим примером.
Осознание замещающими родителями связи между их ошибками и ухудшением взаимоотношений с приемным ребенком сложный процесс, требующий помощи со стороны сопровождающих семью специалистов.
Совместная работа родителей и специалистов над ошибками в воспитании и развитии ребенка способствует постепенному налаживанию детско-родительских отношений в приемной семье.
Организация общения приемного ребенка с биологическими родственниками
Решение о контактах с родственниками может быть принято только после анализа следующих моментов:
- хочет ли сам ребенок поддерживать контакты с родственниками;
- какие эмоции он испытывает по отношению к таким контактам;
- как характеризуются его прежние взаимоотношения с родственниками;
- его психоэмоциональное состояние, а также соответствие психофизического развития возрастным нормам;
- образ жизни и состояния здоровья родителей;
- существует ли опасность конфликтов, есть ли возможность их предотвратить.
Для организации контактов с биологическими родственниками взрослым можно составить условное соглашение, где оговариваются такие моменты, как: цель контактов; частота контактов (когда и как часто они будут иметь место); место встреч; форма контактов (личная встреча, телефон, фотографии, видео, письма и открытки); с кем проводятся встречи; организация контакта (дополнительные средства, в чьем присутствии, уровень наблюдения); обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родители причиняют ребенку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии) и иные условия.
Подготовка ребенка к встречам с родителями:
- Ребенок должен четко понимать условия посещения
- Ребенок должен заранее иметь как можно более полную информацию о посещении
- Ребенок должен быть подготовлен к реакциям родителей. Если родители часто не приходили на посещения, то это необходимо обсудить с ребенком
- Ребенка необходимо подготовить к проявлению собственных чувств и реакций
- Так как эмоции сложны и непредсказуемы, детям необходимо рассказывать, что посещение может вызвать целый ряд чувств. Надо успокоить их, сказав, что испытывать при этом самые разные чувства – это нормально.
- Если ребенок испытывает беспокойство в отношении безопасности, то его необходимо уверить в том, что социальный работник или приемный родитель будут рядом, чтобы обеспечить всем безопасность.
Эмоциональные реакции после встречи амбивалентны – это грусть, злость, облегчение и радость.
Реакции могут быть тоже разные:
- Гиперактивность
- Враждебность
- Агрессивность
- Болтливость
- Молчание
- Избегание контактов с приемными родителями
- Плаксивость отказ от еды
- Плохой сон.
Помощь ребенку после встречи с биологическим родителем (учитывать желание ребенка):
- Дать возможность выговориться;
- Телесный контакт;
- Обеспечивать уверенность, что он в безопасности;
- Разрешить ребенку выражать свои чувства
- Дать возможность остаться наедине, но при этом продемонстрировать, что вам это интересно и др.
«Наведение мостов» между приемными и биологическими семьями
Рекомендации замещающим родителям и специалистам, сопровождающим семьи
|
Наведение мостов при отсутствии прямого контакта ребенка с кровными родственниками |
Наведение мостов в ходе контакта между приемными и биологическими семьями |
Наведение мостов в процессе общения с биологическими родителями |
Наведение мостов в процессе исполнения обязанностей наставника биологических родителей |
|
1.отправляйте родителям фотографии детей; просите, чтобы родители давали вам свои фотографии; 2.просите членов биологической семьи поделиться информацией о традициях семьи; 3. обменивайтесь письмами с биологическими родителями (через социального работника); 4.говорите о биологических родителях в позитивной и открытой форме; 5.старайтесь узнать все, что можете, о семье, окружении и культуре ребенка; 6.посещайте курсы обучения методам работы с биологическими родителями. |
1. поощряйте телефонные разговоры между ребенком и биологическими родителями; 2.как можно чаще говорите биологическим родителям, что ребенок их любит; 3. в разговоре с биологическими родителями используйте словосочетание «ваш ребенок»; 4.во время встречи обсуждайте с биологическими родителями повседневную жизнь ребенка; 5. советуйтесь с биологическими родителями; 6.показывайте биологическим родителям школьные работы и дневник ребенка, творческие работы. |
1. организуйте встречи ребенка с биологическими родителями и отзывайтесь об этих встречах в позитивном ключе; 2.привлекайте биологических родителей к участию во встречах с врачами, психологами и другими специалистами и в родительских собраниях в школе; 3. принимайте участие в планировании воссоединения ребенка с биологическими родителями, поддерживайте усилия, направленные на такое воссоединение; 4.принимайте участие во встречах, которые проводятся с кровными родственниками на базе СПЦ, учреждений образования, управления образования; 5. при возможности организуйте общение с кровными родственниками на базе приемной семьи. |
1. убеждайте биологических родителей в необходимости сотрудничества с органами защиты детства и оказывайте им содействие в получении необходимых услуг; 2.поддерживайте участие биологических родителей в различных программах лечения; 3. обсуждайте применение биологическими родителями вновь приобретенных родительских навыков; 4. демонстрируйте биологическим родителям правильное применение родительских навыков у себя дома; 6.согласовывайте и обсуждайте с биологическими родителями меры по поддержанию дисциплины; 7. привлекайте к сотрудничеству 3-их лиц ( СПЦ, учебное заведение, управление по образованию). |
Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание
Жизнь без ребенка и с ним – это две разные вещи. И нам больше нравится вторая. По большому счету для нас не так важно, как малышка появилась в семье. Главное, что она смогла заполнить пустоту и подарить такое желаемое родительское счастье.
Приемная мама.
Для полноценного развития и формирования личности каждому ребенку необходимо окружение любящих и заботливых родителей, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Однако одной из острейших проблем в нашей стране является проблема социального сиротства – явления, при котором дети остаются без семьи при живых родителях.
«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.
Чем отличаются друг от друга формы устройства ребенка в замещающую семью?
Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление, которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности остаться с собственными родителями. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его гармоничного развития. Усыновители, как правило, видят в малыше смысл жизни, привязываются к ребенку, дарят ему любовь и нежность. Психологи и педагоги единодушно утверждают, что отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, — то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания.
Усыновление (удочерение) – основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.
Опека – тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми до своего совершеннолетия.
Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений образования по месту жительства кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на содержание подопечного. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).
Приемная семья – относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями. На воспитание в приемную семью передается от 1 до 4 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (не включая своих). Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приемного родителя. Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. Условия оплаты труда и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Кандидаты в приемные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей (предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путевок в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря). Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение срока действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей. В этом случае возможны только опека или усыновление.
Детский дом семейного типа (ДДСТ) – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Как и приемному родителю, родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на оплачиваемый отпуск и премии.
При формировании ДДСТ орган опеки и попечительства обеспечивает его необходимым оборудованием, мебелью и мягким инвентарем. На хозяйственное обслуживание зданий выделяются средства. На содержание воспитанников ДДСТ осуществляются ежемесячные денежные выплаты.
Кто может стать замещающими родителями?
Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица: трудолюбивые, успешные, ответственные и терпеливые, готовые взять на воспитание ребенка с особенной судьбой, помочь ему стать счастливым и самостоятельным, занять достойное место в жизни.
Чтобы стать родителями (родителем) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей необходимо пройти профессиональный и психологический отбор, определенный курс обучения, не боятся трудностей, и верить в успех.
