Слово «экзамен» у большинства людей вызывает неприятное чувство. Между тем любому человеку, чтобы получить образование, приходится сдавать сотни экзаменов и зачетов. Словом, экзамен — неотъемлемая часть жизни, и самое разумное — научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие. В этом вам помогут определенные психологические знания.
Подготовка к экзамену должна начинаться с вопросов к самому себе.
Вопрос первый: что мне нужно от экзамена?
Только сдать, а потом забыть, или желательно усвоить материал прочно, надолго? Не существует предметов совершенно бесполезных, в любом есть некая часть, которую следует знать и понимать мыслящему человеку.
Вопрос второй: какой результат для меня желателен, и какой приемлем?
Очень часто не различение этих уровней приводит к повышенной нервозности. Понятно, что хорошо всегда получать высокие отметки. Но в одном случае отличная оценка — единственно устраивающий результат (например, от этого зависит поступление в вуз), а в другом приемлемая оценка может быть и ниже (например, невысокая отметка по химии вполне приемлема для будущего скрипача). Это не означает, что нужно стремиться сдать экзамен плохо. Однако если ради лучшей отметки придется довести себя до нервного истощения, то лучше снизить высокие требования к себе. Кстати, отказавшись от завышенных требований к себе и успокоившись, можно и ответить неплохо.
Со вторым вопросом непосредственно связан третий.
Вопрос третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?
От этого зависит объём предстоящей работы, а значит, планирование времени перед сдачей. В расписании экзаменов на подготовку к ним отводится примерно равное время. Но каждому человеку срок требуется разный.
Почти каждого в преддверии экзаменов посещают благие порывы: начну готовиться заранее, без спешки. Прочтя материал, человек с нормальной памятью будет помнить около 70% информации, через несколько часов её останется менее 50%, через сутки — менее 20%. Этот остаток уже почти не уменьшится со временем.
Эти свойства памяти нужно учитывать при подготовке к экзаменам. Заранее нужно заниматься главным — тем, что нужно понять.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ?
Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходите к изучению трудного материала.
Ежедневно выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ УСТАЛИ ГЛАЗА?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка нa глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполните два любых упражнения: посмотрите попеременно вверх-вниз (25 секунд); влево — вправо (15секунд); напишите глазами свое имя, отчество, фамилию; попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); Нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
РЕЖИМ ДНЯ
Разделите день на три части: готовьтесь к экзаменам 8 часов в день; занимайтесь спортом, спите не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделайте себе тихий час после обеда.
ПИТАНИЕ
Питание должно быть 3—4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляйте в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
МЕСТО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
Организуйте правильно свое рабочее пространство. Поставьте нa стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
КАК ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
Повторяйте материал по вопросам. Вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете, и лишь затем проверьте правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяйте главные мысли — это опорные пункты ответа. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно па каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотрите листочки с кратким планом ответа.
КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ
1.Хотите быть умным — научитесь разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
2.Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
3.Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
- Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учитесь ставить вопросы и искать ответы на них.
- Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
- Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
- Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление, Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
- Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ
- Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
- При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
- Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
- Если работаете с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
- Чередовать умственный и физический труд.
- В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
- Минимум телевизионных передач!